Новости банков
» » Беларусь будет экспортировать нефтепродукты через российские порты. Это обойдется дороже, чем через Прибалтику

Внешние рынки

Беларусь будет экспортировать нефтепродукты через российские порты. Это обойдется дороже, чем через Прибалтику


Еще недавно Александр Лукашенко говорил о переводе всего экспорта из России в страны Европы.

На фоне продолжающихся массовых протестов против результатов президентских выборов в Беларуси, страну посетила российская правительственная делегация, включая премьер-министра Михаила Мишустина, двоих вице-премьеров, министров энергетики, промышленности, культуры, спорта и здравоохранения. Встреч было две – сначала ключевые вопросы сотрудничества Александр Лукашенко обсудил лично с Мишустиным, а затем представители правительства обсудили конкретные моменты по имеющимся проблемам.

А проблем в отношениях двух стран накопилось достаточно – это и долг Беларуси за российский газ (более 200 миллионов долларов), отсутствие соглашений по поставке нефти на следующий год, и вопросы по работе Белорусской АЭС.

Из того, что стало известно по итогам переговоров, самое важное – Беларусь признала наличие проблемы по газу, а Россия предложила РБ переориентировать экспортные потоки на российские порты. Об этом по итогам переговоров сообщил российский министр энергетики Александр Новак. Он рассказал, что у России есть возможность обеспечивать отправку белорусских нефтепродуктов через Санкт-Петербург и Усть-Лугу.

Это, вероятно, стало ответом на угрозу Лукашенко странам Европы повернуть экспортные потоки из Прибалтики в российские порты. Сейчас Беларусь экспортирует в год 10,5 миллионов тонн нефтепродуктов, из которых 6 миллионов идут через порты Прибалтики, а 3 миллиона покупает Украина. Теперь Литва, Латвия и Эстония ввели санкции против руководства Беларуси (включая лично Лукашенко), поэтому предложение России оказалось уместным.

Однако на практике это все выглядит маловыполнимым – все прежние попытки переориентировать экспорт упирались в расстояние. Так, расстояние от белорусских НПЗ до порта Усть-Луги больше, чем до порта Клайпеды или Вентспилса. Обсуждался вопрос строительства нового трубопровода в Россию – но при плановом объеме поставок даже в 4 миллиона тонн в год он бы вообще не окупился.

Читайте также: Скупать валюту не нужно, а если она уже есть – то вложить на депозит. Аналитики дали советы на случай падения рубля 6

Сейчас, считают представители отрасли, Беларусь могла бы использовать в реверсном режиме нефтепровод Полоцк-Андреаполь, переоборудовав его под дизельное топливо, а дальше – отдать под него нефтепровод Андреаполь – Усть-Луга (если объемы поставок будут значительными) или перегружать топливо в железнодорожные цистерны и отправлять их в порт.

Однако еще есть финансовая сторона вопроса. Перевалка нефтепродуктов в Усть-Луге обходится в 1150 рублей за тонну, а в Клайпеде – 5,7 евро, то есть более чем вдвое дешевле. А если поставлять топливо по железной дороге, это будет еще дороже – и даже с учетом 50%-ной скидки от РЖД Беларусь все равно будет тратить гораздо больше, чем при поставках через Клайпеду.

Соответственно, заявления по итогам встречи – скорее политические, а выполнить задуманное получится, только если Россия будет компенсировать часть расходов по перевалке через российские порты.




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше..

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу