» » Почему в России уменьшается число отделений банков?

Новости банков

Почему в России уменьшается число отделений банков?


Российские банки стали все чаще отказываться от розничных отделений, предпочитая взаимодействовать с клиентами онлайн. Благодаря развитию системы цифрового доступа клиентам финансовых организаций больше не нужно такое количество точек обслуживания.

По данным Центробанка РФ в первой декаде августа 2021 года в стране работало около 28 тысяч банковских офисов 376 финучреждений, что на 5% меньше показателей аналогичного периода минувшего года. Наибольшую отрицательную динамику (31,6%) показали отделения банков, созданных с целью реализации интересов в определенной локации и не проводящих никаких операций.

Число филиалов и операционных касс сократилось на 15%, головных подразделений за указанный период стало меньше на 10,5%. Одновременно уменьшилось количество дополнительных отделений. Чаще всего закрываются банковские офисы в Москве (212), Подмосковье (103) и Санкт-Петербурге (111). Вслед за ними идут ХМАО и Тюменская область. Регулятор зафиксировал закрытие отделение в подавляющем большинстве субъектов РФ, кроме Пензенской области, республики Тыва и Ингушетия.

Позиция банков: открываем и закрываем

Представители ведущих банков страны отчасти подтверждают тенденцию сокращения офисной сети. Газпромбанк в течение 2020 и до конца августа 2021 года прекратил работу 19 офисов, открыв в аналогичный период 48 отделений. Росбанк избавился от 30 региональных подразделений, но одновременно запустил в работу 20 новых отделений в городах со значительной концентрацией сети.

В ВТБ пояснили, что начали глубокую модернизацию региональных подразделений, которая заключается в закрытии дублирующих друг друга отделений.

При этом ряд банков заявляют об увеличении офисной сети. Среди них Сбербанк, «Русский Стандарт», Россельхозбанк, МКБ и ряд других. Представители Россельхозбанка заявили об открытии с начала 2021 года 10 новых региональных отделений. В Сбере подчеркнули, что за последние 12 месяцев собственная сеть масштабировалась за счет свыше 4 тысяч агентских точек, которые появились в небольших поселках и деревнях. В МКБ планируют до конца текущего года открыть более 40 новых офисов на территории Уральского, Поволжского, Сибирского федеральных округов.

Читайте также: Сбер повысил ставки по вкладу «Дополнительный процент». Банк дает до 6,5% годовых, но разобраться в условиях почти невозможно

В банках поясняют, что цифровые продажи играют важную роль в бизнесе, однако в числе приоритетов остается и сохранение сети розничных отделений для поддержания личного взаимодействия с клиентами.

В фарватере цифровых трендов

Уменьшение числа дополнительных розничных отделений банки компенсируют увеличением цифровых каналов, обеспечивающих доступ к широкому спектру финансовых услуг, включая страхование, предоставление займов. В 2020 году зафиксирован беспрецедентный рост объемов безналичных платежей в обороте розницы, составивший 70,3%.

Несмотря на обозначенную тенденцию, одним из приоритетов остается поддержание инфраструктуры физического обслуживания граждан. Проблема особенно актуальна в сельской местности, малозаселенных территориях и отдаленных населенных пунктах, где в силу различных причин ограничены или полностью отсутствуют цифровые каналы. Начиная с 2018 года, часть банков принимает участие в программах Центробанка РФ, направленных на расширение финансового обслуживания на таких территориях.

Наличие подобной практики объясняет сложившееся противоречие, при котором некоторые крупные финучреждения масштабируют региональное присутствие в «облегченном» формате на фоне общей тенденции уменьшения числа дополнительных подразделений. В частности, к началу 2021 года в 95% отделений Почты России налажен доступ к проведению некоторых банковских операций, а кассы 4500 торговых заведений могут выдавать наличные средства. В маленьких городах и поселках быстро расчет количество стационарных удаленных точек с сотрудниками и агентами финансовых организаций, число которых в 2020 году составило 524500.

Зачем сокращаются офисы

Как пояснил директор банковских рейтингов НРА К. Бородулин, оптимизация офисной сети у многих банков идет давно. Часто филиалы переводятся в дополнительные отделения. Это позволяет уменьшить издержки и сократить регулятивную нагрузку, что характерно для небольших и средних банков.

У многих кредитных организаций закрытию подлежат исключительно дублирующие отделения, поэтому граждане не сильно ощущают переход в онлайн. Кроме того, клиентский трафик без проблем дифференцируется между цифровыми каналами и действующими подразделениями.

По мнению главы финтех платформы «Фаст Ривер» К. Артемьевой, эшелонированного закрытия офисов в ближайшей перспективе ожидать не стоит, так как дублирующие отделения станут выводиться с рынка по мере развития цифровых технологий банкинга, в чем российские финансовые организации пока отстают от глобальных трендов.






Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше..

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу